Международные сигналы бедствия
Позывные для всего мира одинаковые, и для воздушных, и для морских диспетчерских центров. К сожалению, довольно часто международные сигналы бедствия становятся последними сообщениями с судна.
Сейчас сообщения передаются по радио. А до его изобретения с кораблей пытались подавать сигналы бедствия выстрелами из орудий, специальными флагами, ракетами и огнями, и даже голубями. Но эффекта от этого было мало.
История сигнала SOS
Через три года создания радио, в 1899 году, поступило первое сообщение о бедствии корабля.
Самой первой фирмой производимой аппаратуру для передачи сигнала о помощи была фирма «Маркони». И первыми инициалами, которыми судна стали просить о помощи, были — CQD (Идите быстрее, опасность).
Далее на международном собрании о радиотелефонной связи немецкой фирмой «Арко» было выдвинуто предложение о комбинации букв SOE. Последняя буква была отклонена, из-за особенностей азбуки Морзе, и заменить ее решили буквой S.
Таким образом, в октябре 1906 года международным сигналом бедствия был утвержден сигнал SOS. Сигнал передавался по азбуке Морзе – 3 точки, тире, 3 точки.
Но фирма «Маркони» оставалась при своем сигнале, пока не произошла трагедия корабля «Титаник».
Помимо радиотелеграфа, сигнал можно было передать с помощью прожектора и клотикового фонаря.
В 1999 году международной морской организацией было принято решение отказаться от сигнала SOS, который требует от радиста при бедствии судна оставаться на месте и подавать сигналы о помощи. Заменить данный сигнал, было решено системой ГМДСС, которая посылает международные сигналы бедствия на спутник. При этом координаты судна определяются автоматически. Послать сигнал о бедствии — можно нажав на кнопку, которые расположены в нескольких местах судна. Причем для этого не нужно иметь навыков радиста.
Международные сигналы «Pan-Pan» и «Mayday»
Существуют и другие международные сигналы бедствия. Например, всем известный голосовой сигнал «Mayday» — образованное от французского слова — «помоги мне». На всех языках данное слово звучит одинаково. Придумал его связист аэропорта в Лондоне.
Международный сигнал «Pan-Pan» — подается, чтобы сообщить о поломке, аварийной ситуации на борту. Но немедленной помощи такой сигнал не требует. Поэтому в 1998 году самолет, направляющийся из Нью-Йорка в Женеву, на борту которого произошло задымление, через 20 минут после сигнала «Pan-Pan» — стали подавать сигнал «Mayday», так как возник сильный пожар.
С помощью радиотелефона в случае бедствия передается поочередно два звука – один на чистоте 2200, а другой на частоте 1300 (тон должен длиться 250 мс).
С помощью радиотелеграфа передается 12 тире с интервалом в одну секунду, при этом продолжительность каждого тире должна быть 4 секунды.
Горящие красным цветом фальшфейеры, красные ракеты, пушечные выстрелы с интервалом в минуту, пламя на борту – все это международные сигналы бедствия судна терпящего бедствие.
С самолета, в крайнем случае, если нет других вариантов, для привлечения внимания используют цветное пятно на воде. Также на полотне оранжевого цвета черный квадрат или круг – привлечет внимание с воздуха.
В случае отсутствия какого-либо технического устройства, для передачи сигнала с корабля человек медленно поднимает и опускает руки вытянутые в стороны.